Туркменистан: АЛАБАЙ, ЧОПАН ИТ . Ф. Болкунова, И. Горохов, К. Кяризов  


Текущие проекты
Туркменистан: АЛАБАЙ, ЧОПАН ИТ
Ф. Болкунова, И. Горохов, К. Кяризов
Из книги "Среднеазиатская овчарка: мифы, реальность, перспективы" - М.: Издательство "Новый Индекс". - 2000 г. 160 с.: илл.


Издревле территорию, ограниченную с запада Каспийским морем, с юга Копетдагом, а с востока Амударьей, населяли племена кочевников, которых позднее стали называть туркменами. Земледелием они почти не занимались, так как климат здесь резко континентальный, засушливый и около 80% территории Туркменистана (примерно территория Швеции) занимают практически безводные Каракумы, остальное - предгорья Копетдага. Бывает, что в марте воздух прогревается до + 40, и если в апреле пустыня еще радует глаз свежей зеленью, то в мае она уже вся выгорает. Зимой температура очень редко опускается ниже 0, но при этом постоянно дующие, пронизывающие ветры создают ощущение ужасного холода.
Основными занятиями племен, населяющих эти земли, были скотоводство и связанные со скотоводством ремесла. Туркмены славились своими великолепными текинскими и йомудскими коврами, которые не боялись моли, с возрастом не ветшали и не вытирались, а становились только красивее и мягче. Старый туркменский ковер можно свернуть, как платок. Из шерсти овец они ткали одежды, из верблюжьей шерсти изготавливали кошмы, занимались выделкой шкур и делали изделия из серебра. Еще эти племена были известны своим гостеприимством. Любой человек, несмотря на воинственность туркмен, проезжая по их территории мог рассчитывать на теплый прием, радушие и гостеприимство. Каждый, завидев незнакомца, считал своим долгом пригласить его к себе в дом, накормить и, в случае отказа или увидев, что путешественник, отклонив это приглашение, заходит в другой дом, искренне огорчался. И сегодня, человек, переступивший порог дома, обязательно получит приглашение поесть. Соблюдая традиции, чтобы не обидеть хозяина, гость должен съесть хотя бы кусок чурека, обмакнув его предварительно в соль.
С приходом в 1885 г. русских веками сложившийся быт туркмен претерпел значительные изменения. Начали строиться города, которых раньше в этой стране не было, предпринимались попытки организовать обработку земли, но скотоводство, тем не менее, так и осталось главных занятием для местного населения.
Ранней весной, обычно уже в начале марта, когда появляется первая трава, туркменские чабаны с отарами овец отправляются на летние пастбища, где они пробудут до октября-ноября. Мало что изменилось в жизни чабана за многие-многие годы. Легкая разборная кибитка, загон для овец, - как сто лет назад, так и сегодня выглядит стоянка пастуха. Пастбища располагаются вокруг колодца с пресной водой, по-туркменски – гуи, который, как правило, находится вдалеке от населенных пунктов и людей. Многие колодцы, возраст которых исчисляется не одной сотней лет, своим названием донесли до нас имя вырывшего их человека. Они так и называются: Ахмед Гуи, Бяшим Гуи…
Труд пастуха нелегок и зачастую опасен, поэтому он пользуется большим уважением, а чабанский опыт часто передается по наследству от отца к сыну, который к пятнадцати-шестнадцати годам может уже начать работать самостоятельно. Ежедневно утром чабан верхом на осле, к которому приторочены хурджун с едой и водой, выгоняет отару на пастбище, а вечером снова возвращает ее к колодцу. Чтобы овцы не подъели и не вытоптали всю траву, маршрут каждый день немного меняется. Это выглядит так, словно каждый день отара обходит лепесток ромашки, центром которой является колодец, новый день, новый лепесток.
Единственное оружие чабана – острый кинжал. Сравнительно недавно, в 1960-е гг., чабанам в колхозах стали выдавать ружья для защиты овец от хищников, но порядок этот не прижился. Оказалось, что важнейшее, по-настоящему эффективное оружие пастуха – это ЧОПАН ИТ – чабанские собаки. Если стадо находится под охраной двух-трех мощных волкодавов, то ненужными становятся ружья, не нужно строить дорогостоящих кошар, можно до минимума сократить количество пастухов.
Вот что писал про собак, увиденных в Туркменистане, английский путешественник еще в 1882 г.: «Для охраны своих стад у туркмен имеется порода очень больших и злых собак, которые подобно нашим собакам, помогают пастухам управлять стадами и сторожат их по ночам; без таких бдительных сторожей было бы в самом деле невозможно в окружении воров-соплеменников даже на одну ночь уберечь собственность, пусть она будет государственная или же частная; из-за них вору почти невозможно что-либо унести, так как они тут же поднимают тревогу: одна или несколько таких собак спят под стенами каждого дома, и никто не может пройти мимо них незамеченным.
У них есть еще другая порода собак, которые выполняют те же обязанности, что и наши пойнтеры, найдя по запаху дичь, такая собака осторожно, чтобы не вспугнуть, подкрадывается к дичи и замирает, пока охотник не увидит эту дичь и не убьет ее на земле, или собаки сами увивают ее, поскольку немногие могут сбивать птицу на лету*. Эти собаки бывают различными по своему виду, но я видел некоторых, которые совсем не отличаются от самых стройных наших ловких пойнтеров. У нескольких наиболее богатых туркмен и у хоросанских вельмож есть собаки из породы борзых, у которых имеется длинная шелковистая шерсть на теле, плечах, ушах и хвосте и которые охотятся за джейранами и зайцами, поскольку они развивают большую скорость…». (Джеймс Фрезер, Повествование о путешествии в Хоросан в 1821-1822 годах. – Лондон, 1825.).
На территории Туркменистана собаки, которых Д. Фрезер описывает как пойнтеров, к настоящему времени не сохранилось. Вероятнее всего это произошло потому, что с появлением огнестрельного оружия необходимость в них отпала. Борзые тазы довольно многочисленны и сегодня; они участвуют в соколиных охотах, которые до сих пор практикуются местным населением. Ну и конечно, сохранился волкодав, без которого, при наличии в регионе большого количества хищников, просто невозможно было бы заниматься скотоводством.
Автор заблуждался, полагая, что эти собаки помогали пастухам управлять стадами. Возможно, он видел собак, сопровождавших отары, и по аналогии с «их» собакам решил, что эти тоже пасут. Волкодав пасти не умеет, в этом он не может конкурировать с европейскими овчарками. Но и назначение этой собаки совсем иное – главное, что она должна уметь делать и для чего ее держит пастух при стаде, - это борьба с хищниками. Часто встречаемые утверждения о пастушеских способностях алабая проистекают либо из непонимания или незнания особенностей их психики и использования в местах традиционного разведения, либо из желания оправдать появление на выставочных рингах собак, глядя на которых невольно возникает вопрос: «Как же такая собака сожжет побеждать хищника»?
Обычно с отарой летом чабан держит одного взрослого кобеля, одну-две суки и несколько щенков в возрасте от 5-6 месяцев. Этого количества собак вполне достаточно, чтобы защитить стадо до 1000 голов. Днем они провожают отару на пастбище и, при малейшей возможности, спасаясь от жары, стараются найти какую-нибудь тень и спрятаться там. В это время они малоподвижны и кажутся неповоротливыми. Основная их работа начинается с наступлением сумерек.
Шакал и волк – вот главные враги чабана. Шакал враг массовый, но мелкий, он может напасть на ягненка, но с ним справится даже собака-подросток, и для взрослых овец он не представляет серьезной опасности. Волк куда страшнее, крупный, наглый, безжалостный зверь, прорвавшись в отару, пьянея от крови, режет без счету. Нападает он обычно ночью, когда овцы около колодца в загоне или просто в «куче». Туркменские чабаны говорят, что численность волков в последнее время сильно возросла и уже не редкость, когда хищник, не боясь человека, нападает на домашний скот днем и в присутствии хозяина. Кроме того, появились волки, про которых они говорят, что это «не наш волк» - этот гораздо крупнее нашего».

Мы поначалу с недоверием относились к таким сведениям, но они исходили от разных людей – от чабанов, пасущих свои отары в разных местах, и, скорее для очистки совести, было решено проверить их. Вот что нам удалось выяснить: в 1986 г. для съемок фильма из России были привезены две партии волков. Прирученные и хорошо выдрессированные звери, привезенные из Москвы, после окончания съемок были отправлены назад, а девять других были выпущены в Бадхызский заповедник. Среди них было четыре сибирских волка и пять волков, пойманных в лесах Ленинградской области. Кроме того, примерно через четыре года в Туркменистан была завезена и выпущена на свободу еще одна группа лесных волков. Метизация с местным поголовьем и привела к тому, что этот хищник в Туркменистане стал более крупным.
У приотарных собак очень функционально распределены обязанности между членами стаи. Учуяв во время обходов «верхним» чутьем хищника или услышав малейший подозрительный шорох, первыми тревогу поднимают щенки. На помощь им с громким лаем бегут суки. Обычно этого вполне достаточно, чтобы отогнать шакалов. Но если шум не затихает, значит пожаловали волки, и тогда поднимается и идет наводить порядок взрослый кобель – вожак собачьей стаи. Волки же, почуяв грозного противника, предпочитают не вступать с ним в бой и обычно отходят, а вся стая преследует их, однако не уходя далеко от отары, а только до «границы территории», отмечаемой вожаком (150- 200 м от отары).
Однако есть у алабаев и более серьезный враг – это ставшие в последнее время довольно многочисленными гиены. Вопреки распространенному мнению, гиена питается не только падалью, - этот зверь не прочь полакомиться козленком или овцой. Нам рассказывали о схватке 7-летнего волкодава с гиеной. Это случилось под вечер, когда на степь уже начинали спускаться сумерки. В кошару пробралась гиена и, ухватив козленка, бросилась с ним прочь. На шум прибежал кобель и бросился за хищником в погоню. Догнав вора, собака ударом груди сбила е го с ног и, после ожесточенной схватки, придавив телом к земле, вскрыла гиене брюхо. Прибежавший на помощь 1,5-годовалый кобель схватил истекающего кровью зверя за горло и задушил его. Отойдя всего несколько шагов от поверженного противника, этот 7-летний кобель в изнеможении упал рядом, но чабаны не сомневаются, что, не подоспей помощь со стороны молодой собаки, этот алабай все равно бы не отступил и взял зверя сам. Нужно добавить, что обе собаки не отличались громадными размерами и массивностью, - обычные худые, приотарные собаки. В качестве награды им достался отбитый у гиены козленок.
Туркмены ценят в алабае рост, костяк, массивность, красоту, но более всего – чистокровность и рабочие качества, сохранение которых – дело, безусловно, более трудное и важное, чем просто разведение экстерьерно-правильных животных без учета характерных особенностей психики, присущих этой древней породе. Мы считаем агрессивность к хищникам и себе подобным одним из важнейших породных признаков туркменского волкодава, и отсутствие его обесценивает собаку, как бы красива она ни была.
Вся история туркменского народа, обычаи и нравы составляющих его племен формировались в суровых условиях кочевого образа жизни. Украшения для лошади, например, всегда ценились гораздо больше, чем женские украшения. Красивое оружие было важнее золотых слитков и драгоценных камней. Постоянных жилищ не было, так как люди редко задерживались на одном месте большее 5-6 дней. При таком укладе жизни весь домашний скарб и быт людей подчинялся идее целесообразности и полезности; мало кто мог позволить себе быть владельцем вещи красивой, но малополезной или обременительной. Даже за женщину, побывавшую замужем и рано оставшуюся вдовой, туркмены платили калым, доходивший до сотни верблюдов, в то время как обычная плата за девушку молодую, но неопытную в ведении домашнего хозяйства, составляла 5-10 верблюдов. Красота была для них не самоцелью, а еще одной категорией полезности. Поэтому знаменитые туркменские ковры кроме своего прямого назначения еще и изумительно красивы и легки. Очень красивы и животные, которых вывели туркмены, а это: саранжинская овца и белый марыйский осел, туркменские тазы, йомудская и ахалтекинская породы лошадей и, конечно, алабай, от величественного облика которого так и веет глубокой древностью.
Эта порода собак сохранилась в своем первозданном виде еще и потому, что на протяжении тысячелетий, с давних времен и до наших дней, продолжает действовать жесткий естественный отбор, в результате которого выживают особи, наиболее сильные и приспособленные, а производителями становятся лучшие из них. Во время течки сука совсем не обязательно покрывается кобелем – вожаком ее стаи. В это время на ее запах начинают собираться кобели из пасущихся неподалеку отар, и между ними разгораются настоящие сражения. Только сильнейший, доказав в схватке с другими претендентами свое право быть продолжателем рода, становится им. Про Чакана*, отца легендарного Акгуша, рассказывают, что он крыл всех сук в районе Каахка, а в то время там паслось около 50 отар. Сколько же поединков пришлось выиграть этой собаке!
Не менее жестким был и искусственный отбор. Чабаны всегда оставляли для разведения наиболее крупных собак, отличавшихся массивностью, породностью, сильных и смелых, известных своими победами в схватках с хищниками и на бойцовых рингах. Очень требовательно относясь к пользовательским качествам, выбраковывали лентяев, трусов и даже собак, беспричинно лающих по ночам, поэтому среди туркменских волкодавов практически не встретишь пустобрехов.
Когда подходит время щениться, сука начинает рыть нору вблизи стоянки в грунте, который порой и мотыгой не возьмешь. Нора часто имеет 2-3-метровый ход, заканчивающийся довольно просторным помещением. Роды проходят обычно без помощи человека. Если щенков много, то предпочтение отдается кобелям, которых оставляют, а «лишних» сук закапывают. Отношение к сукам в Туркменистане было всегда своеобразным. Еще лет 20 назад основную массу собак составляли кобели, - они более внушительны по размерам, солидны, сильны, а держать сук считалось занятием недостойным, и они оставлялись лишь постольку, поскольку были необходимы для продолжения рода. К ним относились как к своего рода инкубатору и, в связи с таким пренебрежительным отношением, к ним часто снижались и экстерьерные требования; достаточным считалось «хорошее» происхождение. Сегодня положение значительно улучшилось: поголовье сук стало гораздо многочисленнее, повысились требования, предъявляемые к будущим матерям, - все это привело к появлению большого количества очень интересных и ярких сук.
Через несколько дней после появления на свет щенкам-кобелям ножом обрезают уши и хвост, сукам это делают не всегда. До недавнего времени было принято уши щенкам просто обрывать, что часто приводило к зарастанию слухового прохода. В наши дни этого почти не делают.
Традиция обрезания ушей и хвостов объясняется чабанами так: уши режут, чтобы избежать лишних травм в схватках с хищниками или в поедин

Ccылки на другие страницы, посвященные этому кумиру
Познакомься с народом
Напишите мне


 
Hosted by uCoz